Учебно-Материальная База - "Технология"
2.8.
кабинет и мастерские образовательной области
"Технология"
Для образовательной
области "Технология" необходимо выделить следующие помещения:
- кабинет
художественного труда (1-IV классы);
- мастерская по обработке
металла (мастерская по обработке конструкционных материалов);
- мастерская по
обработке древесины (мастерская по обработке конструкционных материалов);
- мастерская по
обработке ткани;
- мастерская по
обработке пищевых продуктов;
- кабинет технической графики.
При наличии площади
допускается создание кабинета "Электрорадиотехнология". Допускается
организация комбинированных мастерских "мастерской по обработке ткани и
пищевых продуктов", а также "мастерской по обработке конструкционных материалов",
в которых проводятся и электрорадиотехнические работы с выделением в данных
мастерских различных рабочих зон по направлениям.
2.8.1.
Санитарно-гигиенические требования к кабинетам и мастерским образовательной
области "Технология"
2.8.1.1. Естественное и
искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со
СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение".
2.8.1.2. Естественное
освещение при работе в мастерских и кабинетах должно обеспечивать выполнение
работ по III разряду (точные работы), а при обучении технологии швейных работ -
по II разряду (работы высокой точности).
В
учебно-производственных мастерских может также применяться комбинированное
(верхнее и боковое) освещение.
2.8.1.3. Ориентация окон
учебных помещений должна быть на южную, восточную и юго-восточную стороны
горизонта окна кабинета технической графики могут быть ориентированы на все
стороны горизонта, в том числе на север.
2.8.1.4. В помещении
должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при
глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего
подсвета, высоте которого должна быть не менее 2. 2 м от пола.
2.8.1.5. Для
искусственного освещения следует использовать люминисцентные светильники
типов:ЛС002х40, ЛП028х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4Х36, ЦСП-5-2х40. Светильники
должны быть установлены рядами вдоль мастерских параллельно окнам. Необходимо
предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска
должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками
типа ЛПО-30-40-122(125) ("кососвет"). Светильники должны размещаться
выше верхнего края доски на О, 3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
2.8.1.6. В соответствии
с правилами СП 2.4.2.782-99 и СНиП 23-05-95 наименьшая освещенность в
мастерских по обработке металла и древесины (мастерские по обработке
конструкционных материалов) установлена при люминесцентных лампах 300 лк; при
лампах накаливания - 150 лк; в кабинете технической графики - 400 лк; в
мастерских по технологии
швейных работ - 400 лк, на классной доске - 500 лк. Искусственное освещение
может быть общим, зонным, индивидуальным, локальным и комбинированным.
Светильники должны иметь матовые защитные экраны.
2.8.1.7. Площадь
застекленной поверхности окон должна составлять не менее 1/4 площади пола
помещения.
2.8.1.8. Рабочие места в
мастерских располагают таким образом, чтобы свет по возможности падал слева,
верстаки были расположены перпендикулярно окнам.
2.8.1.9. Светильники
аварийного освещения присоединяют к электросети, независимой от сети рабочего
освещения.
2.8.1.10. Помещения
мастерских должны быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с
таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18 -
21 С, а относительная влажность 60 - 40% при скорости воздуха не более 0,3 м/с.
2.8.1.11. В мастерских и
кабинетах должны быть установлены умывальники с горячим водоснабжением и
электросушилками. Допускается размещение умывальников в прилегающей к
мастерской рекреации.
2.8.1.12. Мастерские и
кабинеты должны быть снабжены доброкачественной питьевой водой температурой не
выше + 20 и не ниже + 8 С. Источник воды должен находиться на расстоянии не
более 75 м от рабочих мест.
2.8.1.13. В мастерской
для обработки пищевых продуктов должны быть подведена горячая и холодная вода к
мойкам.
2.8.1.14. Все мастерские
и кабинеты должны быть снабжены аптечкой.
2.8.1.15. Окна должны
быть оборудованы открывающимися форточками или фрамугами независимо от наличия
вентиляционных сооружений. Площадь форточек или фрамуг должна быть не менее
1/50 площади пола для обеспечения естественной вентиляции (трехкратный обмен
воздуха).
2.8.1.16. Воздухообмен в
мастерских при естественной, механической и смешанной вентиляции не должен быть
меньше 20 куб.м/час на одного человека.
2.8.1.17. Полы помещений
делают гладкими и нескользкими.
2.8.1.18. Материал полов
должен легко очищаться и не образовывать дополнительной пыли.
2.8.1.19. Материал полов
должен быть теплым, устойчивым к механическим ударам, не впитывать масла и
агрессивные жидкости.
2.8.1.20. Стены и
потолки в мастерских должны быть покрыты масляными и эмульсионными
(силикатными) красками светлых тонов, не размываемыми при протирке их влажными
материалами.
2.8.1.21. Для повышения
освещенности за счет отраженного света стены, потолки, полы окрашивают в
светлые тона. Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах
0,5-0,6; потолка 0,7-0,8; пола 0,3-0,5.
2.8.1.22. Для уменьшения
воздействия производственного шума в мастерских должны быть использованы
звукопоглощающие материалы (древесно-волокнистые плиты, строительный войлок,
фанера, сухая штукатурка, резонансные поглотители).
2.8.1.23.
Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями
ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.
2.8.1.24.
Электропроводка должна быть выполнена скрытым способом.
2.8.1.25. Штепсельные
розетки, применяемые для напряжения разной величины, должны отличаться друг от
друга.
2.8.1.26. Для
обеспечения безопасной работы в мастерских должны быть обязательно заземлены
каркасы распределительных щитов, шкафов, стальные трубы, в которых помещены
электропровода. Кабинеты и мастерские должны быть оснащены устройством
защитного отключения.
2.8.1.27. Устройство
электрической сети кабинетов и мастерских должно соответствовать "Правилам
по технике безопасности при проведении занятий в учебных кабинетах
общеобразовательных школ".
2.8.1.28. На рабочие
столы обучающихся (в кабинете художественного труда, мастерских по обработке
ткани, мастерских по обработке древесины или комбинированных мастерских),
должно быть подано напряжение 220В и 42В переменного тока.
2.8.1.29. На рабочие
места учащихся электроэнергия должна подаваться с распределительного щита.
Включение и выключение всей электросети кабинета (мастерской) должно
осуществляться одним общим рубильником или с помощью устройства защитного
отключения.
2.8.1.30. Элементы
отопительной системы должны закрываться деревянными решетками.
2.8.1.31. Рабочие места
учащихся в кабинете художественного труда, предназначенные для работ по
выжиганию, должны быть оснащены вытяжным устройством.
2.8.1.32. Мастерские по
обработке ткани, дерева, металла и комбинированные, должны быть
звукоизолированы путем отделки стен и потолка звукопоглощающей плиткой.
2.8.1.33. В мастерских
по обработке ткани должно быть предусмотрено заземление швейных машин.
2.8.1.34. В мастерских
по обработке пищевых продуктов должна быть установлена вентиляция. Решетка
вентиляции должна находиться на расстоянии не менее 2,5 м от пола.
2.8.1.35. Организация
безопасной эксплуатации электроустановок должна проводиться в соответствии с
ГОСТ 12.1.030-80 "Электробезопасность. Защитное заземление.
Зануление" и "Правила технической эксплуатации электроустановок"
(ПТЭ).
2.8.1.36. В мастерских
по обработке пищевых продуктов должно быть обеспечено защитное заземление
электроплит. Применение газовых плит не допускается.
2.8.1.37. Стены в
мастерских для обработки пищевых продуктов вблизи плит, моек и рабочих столов в
кухне-лаборатории должны быть покрыты облицовочной плиткой на высоту 1,5 м от
пола.
2.8.1.38. Пайка долина
осуществляться с применением бескислотных флюсов.
2. 8.2. Требования к
помещениям кабинетов и мастерских образовательной области
"Технология"
2.8.2.1. Количество
мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости
от количества и напол-няемое™ классов (классов-комплектов) с учетом
"Номенклатуры ти-пов зданий, состава и площадей помещений
общеобразовательных школ".
2.8.2.2. Площадь рабочих
помещений должна соответствовать соотношению - 4 кв. м на одного обучающегося в
кабинете худо-жественного труда, 4,5 кв.м на одного обучающегося в мастерских
по обработке металла и древесины, 5,4 кв.м - для комбинированной мастерской и
4,5 кв.м для мастерских по обработке ткани и 4,5 кв.м для кабинета кулинарии в
соответствии с ведомственными строительными нормами ВСН 50-86
"Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования".
Площадь кабинетов и мас-терских образовательной области "Технология"
должна позволять расставить в нем мебель и технологическое оборудование с
соблю-дением санитарно-гигиенических норм.
2.8.2.3. Объем рабочего
помещения на каждого работающего -не менее 15 куб.м. Высота помещений - не
менее 3, 2 м. Если в ка-бинах занимается более 15 человек, ширина двери должна
быть 0,9 м.
2.8.2.4. Мастерские по
обработке металла и древесины должны быть расположены на первом этаже. Не
допускается размещать мас-терские в полуподвальном и подвальном помещениях.
2.8.2.5. Из мастерских
по обработке металла, древесины и конструкционных материалов должен быть
предусмотрен дополнитель-ный, утепленный выход.
2.8.2.6. Специальные
помещения (инструментальная комната, кладовая для хранения сырья и готовой
продукции), предусмотренные в составе мастерских, должны использоваться для
хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершенных
работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ. Эти
помещения должны быть смежными с помещениями мастерских. Инструментальная
должна, иметь два выхода' один -в коридоре, другой - в мастерскую.
2.8.2.7. Инструментальная
комната должна занимать от 16 до 32 кв.м, а кладовая для хранения сырья и
готовой продукции - от 12 до 16 кв.м в зависимости от вместимости
классов-комплектов.
2.8.2.8. В специально
отведенных мастерских по обработке металла и древесины должны размещаться
емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов.
2.8.2.9. Расположение и
геометрия помещения кладовой должны обеспечивать возможность разрезания на
круглопильном станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов.
2.8.2.10. Мастерские по
технологии обработки пищевых продуктов не допускается размещать под туалетом
или использовать подвальные помещения и проходные комнаты.
2.8.2.11. В мастерской
по технологии обработки пищевых продуктов должны быть выделены две зоны:
"кухня-лаборатория" и зона для теоретической подготовки.
2.8.2.12. В мастерской
по технологии обработки пищевых продуктов должны быть выделены места для
первичной обработки продуктов, места для тепловой обработки продуктов и рабочие
места бригады.
2.8.2.13. В мастерской
по обработке ткани должна быть зеркальная стена для проведения примерок.
2.8.2.14. Для хранения
материалов и незаконченных работ учащихся в мастерской по обработке ткани
должно быть лаборантское помещение площадью не менее 18 кв.м.
2.8.2.15. Для кабинета
технической графики рекомендуется отводить помещение второго этажа и выше.
2.8.2.16. Кабинет
технической графики должен быть расположен в светлом помещении размером от 60
до 81 кв.м в зависимости от типа школы.
2.8.2.17. При площади
кабинета технической графики менее 60 кв.м должно быть и лаборантское
помещение.
2.8.2.18. Столы
ученические для черчения могут располагаться в три или четыре ряда в
зависимости от конфигурации кабинета.
2.8.2.19. В кабинетах и
мастерских расстояние от классной доски до демонстрационного стола должно быть
не менее 1,00 м, а от демонстрационного стола до первого ряда ученических
столов -0,9 м.
2.8.2.20. Расстояние
между столами в ряду - 0,6 м, между рядами столов и боковыми стенами помещения
- 0,5-0, 7 м, от первых столов до передней стены - около 2,6-2, 7 м. Наибольшая
удаленность последнего места обучающегося от классной доски - 8,6 м.
2.8.2.21. На передней
стене кабинета должна быть размещена классная доска.
2.8.2.22. В кабинете
технической графики на передней стене разрешается демонстрационный чертежный
прибор типа "Кульман".
2.8.2.23. Вдоль задней
стены должен быть установлен комбинированный секционный шкаф для хранения
учебного оборудования от 8-ми до 18-ти секционный в зависимости от площади
помещения.
2.8.2.24. Боковая стена
(противоположная окнам) используется для постоянной и временной экспозиции.
2. 8.3. Требования к
комплекту мебели в мастерских и кабинетах образовательной области
"Технология"
2.8. 3.1. Кабинеты и
мастерские образовательной области "Технология" должны быть укомплектованы
мебелью и классными досками, соответствующими требованиям стандартов ГОСТ
22046-89, ГОСТ 20064-86.
2.8.3.2. Кабинеты и
мастерские образовательной области "Технология" должны быть оснащены
следующей мебелью (в расчете на наполняемость класса 15 обучающихся - для 5-9
классов и 25 обучающихся - для 1-4 классов):
- столы и стулья для
учителя (ГОСТ 18313-93) для кабинетов и мастерских образовательной области
"Технология";
- столы ученические для
кабинета художественного труда (1-4 классы), кабинета по обработке пищевых
продуктов;
- одноместные
ученические столы для черчения (ГОСТ 19549) разных ростовых групп в кабинете
технической графики;
- универсальные рабочие
столы со встроенной швейной машиной для кабинета по обработке ткани;
- стулья ученические и
табуреты (ГОСТ 11016-93);
- верстаки слесарные,
столярные, комбинированные (ОСТ 79-1-02-84);
- подставки для
технических средств обучения (ГОСТ 22361-95); столы демонстрационные (ГОСТ
18607-86),
- шкафы для учебных
пособий, хранения материалов и изделий (ГОСТ 18666-95);
- доски классные (ГОСТ
20064-86);
- гладильные столы или
доски.
2.8.3.3. Мебель должна
иметь гигиенический сертификат и сертификат соответствия.
2.8.3.4. Высота столов и
стульев должна соответствовать ростовым группам учащихся. В зависимости от
роста обучающихся столы и стулья должны маркироваться номером и цветом.
В однокомплектной и
двухкомплектной школах, когда в одном кабинете занимаются обучающиеся 5-11
классов, должно быть преобладание средних групп мебели - NN 4,5.
2.8.3.5. В кабинете
художественного труда высота столов на рабочих местах коллективного пользования
должна соответствовать ростовым группам 4-6.
2.8.3.6. В кабинете
должно быть не менее двух специальных подставок для установки проекционной
аппаратуры, выполненных по ГОСТ 22361-95.
2.8.3.7. Классная доска
должна быть оснащена приспособлениями для крепления и демонстрации таблиц.
2.8.4. Требования к
организации рабочих мест учителя и обучающихся
2.8.4.1. В учебных
мастерских оборудуются рабочие места обучающихся индивидуального и
коллективного пользования, рабочее место учителя. Конструкция и организация
рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном
соответствии с учебными программами, а также учитывать различия
антропометрических данных обучающихся, требования эргономики, научной
организации труда и технической эстетики.
2.8.4.2. Количество
рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления
У-1Х классов на подгруппы. Подгруппа должна быть не более 15 человек.
2.8.4.3. Рабочее место
учителя в мастерской должно быть оборудовано столом с емкостью для аппаратуры
(ГОСТ 18313-93, тип П), верстаком с набором необходимых инструментов и
приспособлений по обработке металла и древесины для демонстрации приемов
выполнения работ, классной доской с комплектом классных инструментов.
2.8.4.4. Для кабинета
рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими поверхностями,
состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита: 1500 х 1000
мм, откидных щитов: 750 х 1000 мм. Эти доски должны иметь магнитную
поверхность.
2.8.4.5. Рабочее место
обучающегося для индивидуального пользования - верстак или специальный стол с
откидным, приставным или выдвижным сиденьем. Рабочее место укомплектовывается
постоянно применяемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются в
укладках различной конструкции.
2.8.4.6. Для обработки
конструкционных материалов, а также для различных занятий во внеурочное время в
кабинете должны быть оборудованы 4-6 рабочих мест коллективного пользования.
2.8.4.7. Рабочими
местами коллективного пользования в мастерских являются станки, муфельная печь,
пресс для штамповки, универсальные приспособления для прокатки и гибки
листового металла, проволоки и др. дополнительное оборудование для общественно
полезного труда обучающихся.
2.8.4.8. Станочные
рабочие места оборудуются тумбочками или укладками для размещения измерительных
и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации. Токарные
станки дополнительно комплектуются крючками для удаления стружки.
2.8.4.9. Окраска изделий
распылением в мастерских должна производиться в специально оборудованном для
этих целей вытяжном шкафу.
2.8.4.10. При отсутствии
в мастерских комплекта электроснабжения комбинированного (КЭК) к рабочим местам
может подводиться электропитание напряжением не выше 42 В для выполнения
электрорадиотехнических работ.
2.8.4.11. Для немедленного
отключения электрических агрегатов на столе учителя монтируют кнопочное
устройство, управляющее магнитным пускателем силовой линии, а также пульт
дистанционного управления проекционной аппаратурой и затемнением.
2.8.4.12. При пайке и
выжигании в мастерских используются комплекты специального оборудования с
отсосом воздуха. В случае отсутствия такого комплекта для пайки оборудуются
специальные рабочие места с обязательной установкой местных вентиляционных
отсосов.
2.8.4.13. В мастерских
по обработке ткани индивидуальные рабочие места должны быть укомплектованы
универсальными рабочими столами со встроенной в них швейной машиной с ручным и
электрическим приводом.
2.8.4.14. В мастерских
по обработке ткани должны быть оборудованы рабочие места для влажно-тепловой
обработки швейных изделий, для примерки, для обработки срезов.
2.8.4.15. Рабочие места
обучающихся должны быть оборудованы емкостями для сбора обрезков ткани и других
отходов.
2.8.4.16. Рабочее место
учителя в кабинете по обработке ткани представляет собой демонстрационный стол
для кабинета физики из 2-х секций (общая длина - 2400) и стол учителя со
стулом.
2.8.4.17. Рабочие места
в кабинете необходимо оснастить установками индивидуального и локального
освещения.
2.8.4.18. Рабочее место
обучающегося в кабинете технической графики оборудуется специализированным
одноместным ученическим столом для черчения и стулом.
2.8.4.19. В кабинетах,
рассчитанных на 24 обучающихся, могут быть столы следующих ростовых групп: N 4
- 6 шт., N 5 - 18 шт., стулья ученические тех же ростовых групп.
2.8.4.20. Индивидуальное
рабочее место учащегося в кабинете художественного труда должно быть оснащено
универсальным рабочим столом, укомплектованным съемными укладками, в которых
находятся комплекты ручных инструментов, а также трафареты разметочные и
простые карандаши.
2.8.5. Требования к
оснащению кабинета и мастерских образовательной области "Технология"
проекционной аппаратурой и приспособлениями.
2.8.5.1. В кабинетах и
мастерских должны быть размещены следующая аппаратура:
- диапроектор;
- эпипроектор;
- графопроектор;
- цветной телевизор с
размером экрана по диагонали не менее 61 см;
- видеомагнитофон
(видеоплейер);
- компьютер для работы
учителя и обучающихся;
- копировальная техника.
2.8.5.2. Для получения
оптимального размера изображения проекционная аппаратура должна быть размещена
на передвижных тележках.
2.8.5.3. Для проекции
транспарантов, опытов, моделей должен быть экран с регулируемым углом наклона.
2.8.5.4. В кабинетах и
мастерских должно быть приспособление для зашторивания окон для работы с
проекционной аппаратурой (на одно окно и на все окна).
2.8.5.5. Для подключения
проекционной аппаратуры и других технических средств обучения в кабинете должны
предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна - у классной доски,
другая - на противоположной от доски стене кабинета, третья - на стене,
противоположной окнам.
2.8.5.6.При демонстрации
диафильмов и диапозитивов (при ширине экрана 1,2 - 1,4 м) расстояние от экрана
до первых столов обучающихся должно быть не менее 2, 7 м, а высота нижнего края
экрана от подиума или пола не ниже 0,9 м.
2.8.5.7. Расположение
телевизора должно быть таким, чтобы обеспечивалась оптимальная зона просмотра
телевизора и видеофильмов на расстоянии не менее 2, 7 м от экрана телевизора. Высота
расположения телевизора от пола или подиума должна быть в пределах 1,2 - 1,3 м.
2. 8. 6. Требования к
оснащению кабинетов и мастерских образовательной области "Технология"
учебным, оборудованием, и необходимой документацией
2.8.6.1. Состав учебного
оборудования в кабинетах и мастерских образовательной области
"Технология" рекомендуется определять по действующими "Перечням
учебного оборудования по образовательной области "Технология" для
общеобразовательных учреждений России", утвержденным приказом Министерства
образования Российской Федерации.
2.8.6.2. В комплект
оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи
(ТУ 64-7-51-72) (около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного
учреждения), а также противопожарные средства, включая углекислотный
огнетушитель.
2.8.6.3. Оборудование,
не предусмотренное "Перечнями", в том числе самодельное,
устанавливается в мастерских с разрешения технической инспекции
санэпидемстанции, что оформляется соответствующими актами.
2.8.6.4. В кабинете и
мастерских образовательной области "Технология" должны быть
инструменты и материалы, предназначенные для ремонта учебно-наглядных пособий и
изготовления средств обучения силами обучающихся (ножницы, клей, бумага, тушь,
фломастеры, фолии и пр.).
2.8.6.5. В кабинете
должны быть картотеки справочной литературы, методической литературы для
учителя, для обучающихся, картотека средств обучения, систематизированных по
классам, по темам, картотека подготовки учителя к уроку, тематическая картотека,
содержащая индивидуальные, групповые задания для обучающихся.
2.8.6.6. В кабинете
должна быть предусмотрена инвентарная книга с перечислением в ней имеющегося
оборудования, мебели, приспособлений и указанием их инвентарного номера.
2.8.7. Требования к размещению
и хранению оборудования
2.8.7.1. Система
размещения и хранения учебного оборудования должна обеспечивать:
- сохранность средств
обучения;
- постоянное место,
удобное для извлечения и возврата изделия; закрепление места за данным видом
учебного оборудования на основе частоты использования на уроках;
- быстрое проведение
учета и контроля для замены вышедших из строя изделий новыми.
Основной принцип
размещения и хранения учебного оборудования - по видам учебного оборудования, с
учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил
безопасности.
2872 Учебное
оборудование и пособия должны храниться в секционных шкафах, размещаемых вдоль
задней стены и имеющих переставные полки и полуполки.
2.8.7.3. Нижние секции
шкафов должны быть с глухими дверками, верхние - с остекленными, антресольные
верхние - с глухими дверками.
2.8.7.4. На книжных
полках секционных шкафов должны быть размещены диафильмы, диапозитивы,
аудиокассеты, подборки материалов текущей периодики. Нижние дверцы этих шкафов
должны быть глухими.
2.8.7.5. Диафильмы
должны размещаться в специальных укладках. Ячейки и коробки с диафильмами
должны быть промаркированы, и им должны быть присвоены те же номера, что и на
коробочках диафильмов.
2.8.7.6. Все экранные,
звуковые и экранно-звуковые пособия должны находиться вдали от отопительной
системы.
2.8.7.7. Таблицы должны
храниться в крупноформатных папках или наклеиваться на картон и размещаться в
ящиках-табличниках, расположенных под классной доской или установленных
отдельно.
2.8.7.8. Таблицы
размещают в секциях и ящиках по классам, темам с указанием списка и номера
таблиц.
2.8.7.9. Инструменты и
приспособления хранятся в специальных укладках на рабочих местах обучающихся.
2.8.7.10. Хранить
инструмент следует так, чтобы исключить возможность получения травм при
неосторожном касании: долота, стамески, шилья, циркули хранят в вертикальном
положении в специальных гнездах режущими и колющими концами вниз; ножи
рубанков, шерхебелей, фуганков и других подобных инструментов заклинивают
вровень с подошвой; сверла вставляют в гнезда деревянной подставки рабочими
концами вниз; лучковые пилы вешают за стойкой лучка, повернув зубья внутрь, а
ножовки вставляют в специальные гнезда таким образом, чтобы была закрыта
режущая часть, мелкий инструмент хранят в специальной укладке с гнездами
разного диаметра.
2. 8.8. Требования к
оформлению интерьера кабинетов и мастерских
2.8.8.1. Интерьер
кабинетов и мастерских должен соответствовать особенностям преподавания
предмета.
2.8.8.2. В кабинетах
следует экспонировать материалы, которые используются повседневно или в течение
ряда уроков. Различают материалы постоянного и сменного экспонирования.
2.8.8.3. Материалы
постоянной экспозиции составляют стенды, таблицы и плакаты постоянного
пользования, в том числе по безопасности труда и производственной санитарии,
материаловедению, профессиональной ориентации.
2.8.8.4. К сменной
экспозиции относятся инструктивные материалы и таблицы, разъясняющие, как
выполнять отдельные операции.
2.8.8.5. Для размещения
экспозиции используют специальные экспозиционные щиты, которые закрепляют по
боковой стене, противоположной стене с оконными проемами.
2.8.8.6. В кабинетах и
мастерских должны быть постоянно действующие выставки изделий, изготовленных
обучающимися, с указанием кто, и когда изготовил выставочные экспонаты.