Учебно-Материальная База - Кабинет естествознания
2.3.
Кабинет естествознания (лаборатория, лаборантская комната)
2.3.1. Сантарно-гигиентеские
требования к кабинету естествознания
2.3.1.1. Естественное и
искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со
СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение".
2.3.1.2. Ориентация окон
учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны
горизонта.
2.3.1.3. В помещении
должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при
глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего
подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола
2.3.1.4. Запрещается
загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием
или другими предметами. Светопроемы кабинета должны
быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи,
тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.
2.3.1.5. Для
искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов:
ЛС002х40, ЛП028х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4х36, ЦСП-5-2Х40. Светильники должны быть
установлены рядами вдоль лаборатории параллельно окнам. Необходимо
предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска
должна освещаться двумя зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125)
("кососвет"). Светильники должны
размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед
доской.
2.3.1.6. Уровень
освещенности рабочих мест для учителя и для
обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на
классной доске - 500 лк.
2.3.1.7. Окраска
помещения в зависимости от ориентации окон должна быть выполнена в теплых или
холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на
юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на
север - в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета
(коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).
2.3.1.8. Полы должны
быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной
основе.
2.3.1.9. Стены кабинета
должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.
Оконные рамы и двери
окрашивают в белый цвет.
Коэффициент светового
отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0,7-0,8, пола-0,3-0,5.
2.3.1.10. Лаборатория и
лаборантская комната должны быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной
вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в
пределах 18-21 градус Цельсия; влажность должна быть в пределах 40-60 %.
2.3.1.11. Содержание
вредных паров и газов в воздухе указанных помещений не допускается.
2.3.1.12. Естественная
вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь
не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги
и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания
приспособлениями.
2.3.1.13.
Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями
ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.
2.3.1.14. Установка
электрооборудования в кабинетах должна производиться специалистами-электриками
с соблюдением следующих основных требований:
а) рабочие места
учащихся должны быть оснащены одной специализированной электророзеткой
с напряжением 42 В переменного тока;
б)демонстрационный
стол учителя должен быть оснащен двумя розетками - на 42В и 220В переменного
тока;
в) в нерабочем состоянии
столы обучающихся должны быть обесточены, подача
напряжения в розетки должна осуществляться учителем;
г) подводка
электрического тока к рабочим столам должна быть стационарной и скрытой.
2.3.1.15. Электропитание
рабочих мест может быть обеспечено комплектом электроснабжения кабинета химии
КЭСФ1-2 или другими комплектами электроснабжения учебных кабинетов,
обеспечивающими скрытую стационарную подводку электрического тока на рабочие
места учителя и обучающихся требуемых номиналов напряжения. Электророзетки
с напряжением 220В переменного тока должны быть установлены на задней стене
класса для подключения проекционной аппаратуры.
2.3.1.16. В кабинете
должно быть установлено не менее двух раковин с подводкой воды: одна - в
лаборатории, другая - в лаборантском помещении.
2.3.2. Требования к
комплекту мебели
2.3.2.1. В кабинете
естествознания должна использоваться специализированная мебель и
приспособления:
- для организации
рабочих мест обучающихся и учителя;
- для правильного и
рационального хранения и размещения учебного оборудования;
- для размещения живых
объектов (растений и животных), используемых в демонстрационном эксперименте,
наблюдениях на уроках и во внеурочное время;
- для оформления
интерьера кабинета.
2.3.2.2. Мебель для
организации рабочего места учителя:
- стол демонстрационный
для химии по ГОСТ 18607-93, состоящий из 2-х сблокированных секций:
демонстрационной и препараторской, стол для учителя (L=800 мм) со стулом.
2.3.2.3. Мебель для
организации рабочих мест обучающихся включает двухместные лабораторные
ученические столы разных ростовых групп (N4,5,6) (ГОСТ 18314-93) с цветовой
маркировкой в комплекте со стульями тех же ростовых групп (ГОСТ 11016-93).
2.3.2.4. Для
рационального размещения и правильного хранения учебного оборудования
необходимо установить в лаборатории набор секций различного назначения, из
которых можно компановать варианты комбинированных
лабораторных шкафов (ГОСТ 18666-95). Количество секций
варьируется в
зависимости от площади помещения. Шкаф комбинированный размещается по боковой
или задней стене лаборатории и состоит из следующих секций:
Наименование секций |
Назначение секций |
Количество (рекомендуемое) |
Примечания |
Секция остекленная |
Верхняя с полками |
6 |
|
Секция с глухими дверками |
С цоколем, занимает нижний ряд |
2 |
Дверки глухие |
Секция с ящиками |
С цоколем, занимает нижний ряд |
1 |
Дверки глухие |
Секция с глухими дверками |
Без цоколя, используют в качестве верхней
|
6 |
Дверки глухие |
Секция с лотками |
С цоколем, занимает нижний ряд |
2 |
Дверки глухие |
2.3.2.5. В лаборантской
комнате рекомендуется устанавливать шкаф, состоящий из следующих секций:
- нижняя
(с цоколем) с глухими дверками - 2 шт.;
- нижняя
(с цоколем) с лотками - 2 шт.;
- верхняя
с глухими дверками - 8 шт.
2. 3. 2.6. Мебель для
размещения живых объектов располагается в лаборантском помещении -
препараторский стол, стеллажи для размещения растений и животных.
2.3.3. Требования к
оснащению кабинета техническими устройствами, аппаратурой и приспособлениями
2.3.3.1. В кабинете
должны быть постоянно размещены диапроектор, графопроектор, эпипроектор, телевизор (цветной, с размером
экрана по диагонали не менее 61 см), видеомагнитофон, компьютер для работы
учителя.
2.3.3.2. Для размещения
аппаратуры в кабинете должны быть две передвижные подставки. На одной,
расположенной у задней стены, размещают диапроектор и эпипроектор; на другой,
расположенной у передней стены - телевизор, видеомагнитофон. Графопроектор размещается на специальной передвижной
тележке, установленной на расстоянии не менее 1,8 м от доски (экрана).
2.3.3.3. Для подключения
проекционной аппаратуры и других технических средств обучения в лаборатории
должны предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна - у классной
доски, другая - на противоположной от доски стене лаборатории, третья - на
стене противоположной окнам.
2.3.3.4. Для
рационального размещения аппаратуры во время ее использования в учебном
кабинете можно выделить следующие зоны размещения проекционной аппаратуры:
а) в середине кабинета
(диапроектор для демонстрации диапозитивов, диапроектор с короткофокусным
объективом для демонстрации диафильмов*, зпипроектор);
б) в зоне рабочего места
учителя (графопроектор и телевизор, видеомагнитофон).
Экран должен быть подвешен наклонно. При работе с графопроектором
на вертикальном экране возникают искажения. Экран может быть укреплен на
кронштейнах над классной доской на расстоянии около 40 см от передней стены
(допустим также способ подвески экрана к потолку на стержнях, тросиках или к панели над доской).
2.3.3.5. При
демонстрации диафильмов, если в школе они имеются, и диапозитивов-слайдов (при
ширине экранного изображения 1,2 - 1,4 м) расстояние от экрана до обучающихся
быть не менее 2.7 м, и не более - 8,6 м.
2.3.3.6. Высота подвески
нижнего края экрана над подиумом -не менее 0, 9 м.
2.3.3.7. Оптимальная
зона просмотра телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2,
7 м от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от подиума должна быть
-1,2 - 1.3 м. Для уменьшения световых бликов на экране телевизор должен быть устанавлен так, чтобы верхний край был наклонен в сторону
обучающихся на 10 - 15 градусов.
2. 3.4. Требования к
помещениям кабинета
2.3.4.1. Для кабинета
естествознания базового уровня обучения необходимы две смежные комнаты:
лаборатория площадью 66- 70 кв. м (при длине 10-11 м, ширине 6-7 м) и
лаборантская комната -15 -18 кв. м. Целесообразнее всего разместить
кабинет на первом этаже с ориентировкой окон на юг или восток.
2.3.4.2. Кабинет
естествознания может быть объединен с кабинетом для преподавания биологии,
физики или химии. В малочисленных образовательных учреждениях организуют объединенные
кабинеты: биолого-химический, биолого-географический с преподаванием
естествознания, кабинет естествознания с преподаванием биологии, химии, физики.
В объединенном кабинете необходимы: одно помещение лаборатории и 1-2 лаборантских помещения.
2.3.4.3. Лаборантская
комната должна иметь два выхода - в коридор и в лабораторию.
2.3.4.4. Площадь
кабинета должна позволять расставить в нем мебель с соблюдением
санитарно-гигиенических норм.
Лабораторные ученические
столы должны быть установлены как правило в три ряда.
Допускается двухрядная и однорядная расстановка столов.
Расстояние между столами
в ряду 0,6 м, между рядами столов не менее 0,6 м, между рядами столов и
продольными стенами О,5-0,7 м, от первых столов до
передней стены 2,6-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места обучающихся
от классной доски -8,6м.
2.3.4.5. По задней стене
лаборатории устанавливают секционные шкафы для учебного оборудования и
аппаратуру (диапроектор, эпипроектор) на передвижной тележке.
2.3.4.6. На передней
стене размещают доску и часть постоянной экспозиций. На боковой стене,
противоположной окнам, устанавливают витрины или стенды.
2.3.4.7. В лаборантской
комнате размещают шкаф-стенку для хранения учебного оборудования,
препараторский стол для некоторых живых объектов и подготовки простейших
опытов. Кроме того, в лаборантской оборудуют рабочий стол для
учителя, устанавливают раковину-мойку с висящей над ней доской для сушки
химической посуды.
2.3.5. Требования к
оснащению кабинета учебным, оборудованием
2.3.5.1. Организация
кабинета естествознания предусматривает его оснащение полным комплектом
учебного оборудования (УО) в соответствии с действующими "Перечнями
учебного оборудования по
естествознанию для
общеобразовательных учреждений России", утвержденными
приказом Министерства образования Российской Федерации.
К ним относятся:
- натуральные объекты
(живые растения и животные, коллекции, влажные и остеологические препараты,
гербарии и пр.);
- приборы, посуда,
принадлежности для проведения демонстраций и лабораторных работ;
- муляжи, модели,
рельефные таблицы;
- пособия на печатной
основе (таблицы, карты, учебники, дидактический материал и т.д.);
- традиционные
экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО, кинофильмы, диафильмы,
диапозитивы-слайды, транспаранты);
- проекционная
аппаратура для предъявления информации, заложенной в ЭЗСО;
- средства новых
информационных технологий (СНИТ): персональные электронно-вычислительные машины
(ПЭВМ), пакеты прикладных программ; демонстрационное оборудование - комплект
датчиков и устройств, обеспечивающих получение информации о регулируемом
физическом параметре или процессе;
- литература для учителя
и обучающихся (учебники, справочники, методическая
литература и пр.).
2.3.6. Требования к
организации рабочих мест учителя и обучающихся.
2.3.6.1. В состав
рабочего места учителя входят: демонстрационный стол, классная доска, экран,
стол для учителя со стулом.
2.3.6.2. Для кабинета
естествознания должен быть установлен стол, состоящий из двух секций. Левая
секция - демонстрационная, за ней учитель работает стоя, демонстрируя
обучающимся подготовленные опыты, объекты. Правая секция (более низкая), -
препараторская, служит для подготовки демонстраций. К демонстрационному столу
должны быть сделаны подводки воды, канализации, электрического тока напряжением
220В и 42В.
2.3.6.3. Для кабинета,
как правило, используют классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую
из основного щита и двух откидных. Размер основного щита 1500x1000 мм. Откидных
щитов - 750x1000 мм. Эти доски имеют магнитную поверхность для использования
моделей-аппликаций. На верхней кромке классной доски должны быть размещены 6-7
держателей для таблиц эпизодического использования.
2.3.6.4. Рациональная
организация рабочего места обучающегося требует соблюдения следующих условий:
- достаточная рабочая
поверхность, позволяющая проводить разнообразные работы (письмо, работа с
книгой, опыты и др.);
- приспособленность
рабочего места к антропометрическим возможностям обучающегося, т.е. его росту и
особенностям работы;
- рациональное
размещение оборудования на рабочем месте, обеспечивающее удобство и
безопасность в работе.
2.3.6.5. Для кабинета
естествознания необходимо использовать ученические лабораторные столы (размер
крышки стола 600x1200 мм) с пластиковым покрытием.
2.3.6.6. В кабинете
естествознания обучаются школьники 11-13 лет, поэтому используется мебель
ростовых групп И_4 и N 5. В кабинете устанавливают 50%
мебели группы 4 и 50% мебели группы N 5. В малокомплектных школах обучаются
дети всех возрастов с 5 по И класс, поэтому
устанавливают мебель ростовых групп N 4,5,6.
Группа мебели |
Группа роста (в мм) |
Высота заднего края крышки стола (в мм)
|
Высота переднего края сиденья стула (в мм)
|
Цвет маркировки |
4 |
1450-1600 |
640 |
380 |
Красный |
5 |
1600-1750 |
700 |
420 |
Зеленый |
2.3.6.7. Ученическая
мебель должна быть промаркирована. Снизу на крышке стола следует написать
группу стола (в числителе) и рост обучающихся (в
знаменателе). Например, марка 4/140-160 означает, что мебель группы 4
предназначается для учащихся ростом 140-160 см. С внешней стороны, сбоку на
стол наносят цветную маркировку (круг диаметром 25 мм или горизонтальная полоса
шириной 20 мм). Каждая группа мебели маркируется своим цветом. Аналогичная
маркировка наносится и на ученические стулья.
2. 3. 7. Требования к
размещению и хранению оборудования
2.3.7.1. Система
размещения и хранения учебного оборудования должна обеспечивать:
- его сохранность;
- постоянное место,
удобное для извлечения и возврата изделия, закрепление места за данным видом
учебного оборудования на основе частоты использования на уроках;
- быстрое проведение
учета и контроля для замены вышедших из строя изделий новыми.
2.3.7.2. Основной
принцип размещения и хранения учебного оборудования - по предметам, видам
учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного
оборудования. В лаборатории размещают оборудование для лабораторных работ
(оптические приборы, лотки для раздаточного материала, препаровальные
инструменты).
Учебное оборудование
должно быть размещено так, чтобы вместимость шкафов и других приспособлений
были максимально использованы при соблюдении перечисленных выше требований.
2.3.7.3. Демонстрационные
наборы, имеющие комплект отдельных деталей, или приборы, которые легко можно
повредить, следует хранить в отдельных укладках.
2.3.7.4. Приборы должны
храниться в укладках по наименованиям отдельно: термометры, динамометры, весы,
наборы гирь и т.д.
2.3.7.5. Для организации
лабораторных и практических занятий должна использовать лоточная система подачи
раздаточного материала. Для этого должны быть лотки в соответствующей секции
шкафа.
2.3.7.6. Натуральные
объекты (гербарии, чучела, энтомологические коллекции) необходимо хранить в
шкафах с глухими дверками вдали от солнечных лучей. Энтомологические и другие
коллекции хранят в специальных коробках, гербарии - в коробках или папках.
2.3.7.7. Скелеты
позвоночных животных хранят в закрытых шкафах.
2.3.7.8. Микропрепараты
должны храниться в фабричной упаковке так, чтобы микропрепарат располагался
горизонтально, что предохраняет его от оплывания. На столы учащихся
микропрепараты должны раздаваться в специальных укладках с 4-5 гнездами.
2.3.7.9. Влажные препараты
должны храниться в шкафу с глухими дверками.
2.3.7.10. Реактивы,
поступающие в школу можно условно разделить на группы:
1) Реактивы, требующие
соблюдения особых правил при размещении и хранении:
- горючие вещества
(бензин, керосин, бензол, ацетон, спирты, эфиры и др.);
- самовозгорающиеся при
контакте с воздухом и водой (натрий, кальций, кальция карбид, а также цинк,
алюминий, сера, железо, железа сульфид в пылящих формах );
- вещества, способные
вызывать воспламенение при смешивании с другими веществами (бром,
концентрированные азотная и серная кислоты, перманганат калия
);
- ядовитые (натрия
фторид, железа гексацианиды, бром ).
2) Реактивы, не
требующие особых правил при размещении и хранении (большая часть неорганических
и органических реактивов).
3). Реактивы,
составляющие особую группу (нитраты).
2.3.7.11. Для хранения
реактивов предназначены секции с глухими дверками комбинированных шкафов,
которые устанавливают в лаборантском помещении. Запрещается хранить в
лаборатории реактивы в Формах, выпускаемых промышленностью!
2.3.7.12. Соли размещают
согласно принятой в данном кабинете схеме (по катионам или анионам).
2.3.7.13. Растворы
кислот, оснований, солей хранят в склянках с тубусом, объемом 1-2 л на полке
для реактивов препараторского стола.
2.3.7.14. Огнеопасные
(горючие, самовоспламеняющиеся, вызывающие воспламенение) и токсичные вещества
хранят в сейфе и секциях, обшитых металлическим листом (жестью). Изготовить
такие секции можно силами школьных мастерских. Для хранения этой группы
реактивов достаточно двух секций. Одну из них разделяют вертикальной
перегородкой на две части: в правую часть помещают металлический сейф, а в левой делают 2-3 съемные полки.
2.3.7.15. Раздаточный
материал - склянки с растворами и банки с твердыми веществами - хранят также
хорошо закупоренными в маленьких лотках. Каждую банку или склянку с реактивом
снабжают этикеткой и номером, одинаковым с номером лотка в шкафу. После работы
банки и склянки тщательно протирают или моют и в сухом виде возвращают в лоток.
2.3.7.16. Для борьбы с
вредителями на пришкольном участке, в уголке живой природы, для борьбы с
музейными вредителями в кабинет естествознания приобретают ядовитые вещества.
На этикетке сосудов, где хранятся эти вещества, необходимо указать
"яд". Ядовитые вещества необходимо хранить в запирающемся шкафу или
сейфе.
2.3.7.17. Муляжи, модели
хранят в шкафах вдали от прямых солнечных лучей и отопительных приборов. Муляжи
хранят в коробках, в специальных углублениях из мягкой бумаги. Крупные
анатомические модели - под чехлами из плотной материи или синтетической пленки.
Объемные модели по курсу естествознания должны храниться в собранном виде,
модели-аппликации и модели шаростержневые - в
коробках.
2.3.7.18. Таблицы хранят
в рулонах или наклеивают на картон или ткань. Их расставляют по предметам в шкафах-табличниках по порядку нумерации каждой серии.
2.3.7.19. Диафильмы,
диапозитивы-слайды, видеофильмы должны храниться в фабричной упаковке
(коробках, альбомах). Их следует разложить по разделам курса в укладках.
2.3.7.20. Для оптических
приборов должен быть специальный шкаф. Микроскопы должны храниться под чехлом
из синтетической пленки в закрывающихся секциях шкафа, ручные лупы - в
специальных укладках.
2.3.7.21. Препаровальные инструменты (препаровальные
ножи, иглы, ножницы, пинцеты) должны быть размещены в укладках.
2.3.7.22. Размещение
посуды в кабинете естествознания зависит от частоты ее использования. Наиболее
часто применяют посуду небольшой емкости, предметные и покровные стекла,
поэтому их рас полагают в средней части шкафа в лотках. В этом же шкафу на
верхней полке хранят приборы, используемые при изучении естествознания. В
нижнем отделении помещают мелкие лабораторные принадлежности: штативы,
стеклянные и резиновые трубки, корковые и резиновые пробки. На торцовой части укладок
наклеивают этикетки с названием имеющегося оборудования.
2.3.7.23. Для хранения
химической посуды и принадлежностей из стекла предназначены лоточные секции
комбинированных шкафов.
В больших (средних)
лотках хранят демонстрационную посуду в положении "лежа", желательно
в специальных укладках из поролона или пенопласта, которые можно изготовить
силами учащихся. При отсутствии укладок необходимо сделать в лотках продольные
и поперечные перегородки, образующие гнезда.
Демонстрационные
принадлежности - трубки газоотводные, хлоркальциевые с шаром и дугообразные,
готовые узлы, краны одноходовые и т.п. - также хранят в больших
лотках-укладках.
Химическую посуду малого
объема (не более 100 мл), лабораторные принадлежности небольших размеров
(воронки, трубки, пробирки, зажимы, тройники и т.д.) хранят в малых лотках
лоточных секций, которые располагаются в секции в два ряда.
Посуду малого объема
удобнее размещать в малых лотках в положении "стоя".
2.3.7.24.- Приборы и
установки различной сложности монтируются из готовых узлов и деталей, входящих
в состав наборов промышленного изготовления (наборы посуды и принадлежностей
для демонстрационных опытов по химии - НПХ, НПХ-10, набор деталей для
установок, иллюстрирующих химические производства - НДХП).
В состав этих наборов
должны входить различные виды химико-лабораторной посуды, принадлежностей
(трубки газообразные, хлоркальциевые, краны, зажимы, ложки для сжигания
веществ), а также резиновые трубки и готовые узлы и детали. Хранят их так же,
как и посуду, в лоточных секциях комбинированных шкафов.
2.3.7.25. Экскурсионное
оборудование: самодельные папки для сбора растений, прессы для сушки, расправилки, совки, банки для сбора живого материала
складывают в особом отделении шкафа или препараторского стола в лаборантской.
2.3.8. Требования к
оформлению интерьера кабинета
2.3.8.1. Интерьер
кабинета должен оказывать положительное эмоциональное воздействие на учителя и обучающихся. Интерьер кабинета должен быть функционально
значимым: для его оформления используют те материалы, которые постоянно или
наиболее часто применяют на уроках естествознания. Предметы постоянной
экспозиции кабинета должны способствовать развитию основных естественнонаучных
понятий.
2.3.8.2. При размещении предметов постоянной и временной экспозиции следует
учитывать, что материал предназначен для использования на уроках, поэтому
текст, рисунки должны быть видны обучающимися с любого рабочего места.
2.3.8.3. Предметами
постоянной экспозиции являются:
- серия инструктивных
таблиц по приемам выполнения химических операций;
- стенд "Правила
поведения в кабинете";
- стенд
"Фенологические наблюдения";
- стенд "Строение
Солнечной системы";
- пособие "Уровни
организации живой природы" (размещается на передней стене класса).
Постоянно экспонируют в
кабинете также портреты М.В.Ломоносова, И.Ньютона, В.И.Вернадского,
Ю.А.Гагарина, К.А.Тимирязева.
2.3.8.4. Инструктивные
таблицы по приемам выполнения химических операций делаются с помощью таблиц по
химии "Лабораторное оборудование и обращение с ним".
2.3.8.5. На боковой
стене лаборатории размещают экологические материалы.
2.3.8.6. Вдоль задней
стены должны быть размещены шкафы (двухсекционные, верхняя секция остекленная),
или витрины, в которых располагают представителей (в виде гербарного материала,
чучел и т.п.) основных систематических групп растительного и животного мира, а
также экспозиции "Типичные биоценозы".
2.3.8.7. Содержание
временной экспозиции определяется изучаемым материалом. В лаборатории
экспонируются те материалы, которые необходимы для изучения темы на протяжении
времени ее изучения.
2.3.8.8. Материалы
краеведческого характера в кабинете должны размещаться в специально оформленных
витринах. Допускается их размещение в коридорах и рекреациях.
2.3.8.9. В оформлении
интерьера должна быть отражена главная идея курса естествознания: взаимосвязь
физических, химических, биологических явлений, т.е. целостность живой и неживой
природы, необходимость бережного к ней отношения и ее
охраны.
2.3.8.10. Комплект
учебного оборудования для курса естествознания может быть значительно пополнен
пособиями, изготавливаемыми обучающимися, объектами, собранными в природе во
время внеурочных занятий в школе и на экскурсии.
2.3.8.11. Особое
внимание в кабинете естествознания следует уделять накоплению фонда
краеведческих материалов, отражающих специфику и особенности развития местного
края.
2.3.8.12. При подборе
растений в кабинете естествознания прежде всего
следует исходить из того, насколько эти объекты могут быть использованы на
уроках и во внеклассной работе. Кроме того, необходимо учитывать роль растений
в оформлении интерьера кабинета и их неприхотливость к условиям содержания.
Растения целесообразно размещать на стойках, которые крепятся в простенках у
края окон или на подставках. Все растения снабжают этикетками, где пишут видовое
название, семейство, происхождение растения. Этикетки крепят к цветочному
вазону.